Передвижные бетонные заводы или мобильные БСУ — это специальные разборные установки на буксируемом колесном шасси. Специально разработаны для временных проектов с частыми переездами. Их легко перемещать с места на место, монтировать на простом фундаменте в короткий срок.
Такие системы востребованы там, где отсутствует развитая транспортная инфраструктура и железнодорожные пути, по которым можно было бы доставлять сырье. Сухой цемент сюда завозится с помощью специализированного автомобильного транспорта — цементовозов.
Это спецтехника для перевозки цемента и других строительных материалов. Она имеет грузовое шасси с емкостью, куда засыпается мелкодисперсное сырье. Машины оснащены приспособлениями для быстрой и удобной загрузки/разгрузки материалов. Благодаря специальному покрытию внутри емкости цемент выгружается полностью, без остатка.
Способы разгрузки
Существует два способа выгрузки цемента в силос:
● Самотеком. Материал пересыпают через рукав напрямую в бункер. В процессе образуется большое пылевое облако.
● Пневматическая разгрузка. Для перегрузки используется специальное оборудование.
Рассмотрим эти варианты подробнее.
Разгрузка самотеком
Главным рабочим инструментом здесь является рукав из особопрочных материалов. Его крепят к верхнему люку цементовоза так, чтобы смесь под силой тяжести сама перетекала в бункер. Для реализации метода
необходимо создать крен машины. Делается это с помощью откосов, приваренных по углам техники.
Разгрузка самотеком занимает много времени, а на дне цистерны в любом случае оседает часть материала. У некоторых моделей предусмотрена система вибрации, которая позволяет выгружать всю смесь без остатка.
Недостаток метода — загрязнение окружающей среды. Также пыль представляет опасность для работников.
Разгрузка пневматическим способом
Такой вариант возможен только при наличии бензовозов, оснащенных специальным разгрузочным комплектом. В набор входят:
● Ротационный компрессор.
● Коллектор.
● Воздуховоды с клапанами и обратными кранами.
● Манометр.
● Отделитель влаги и масла.
Работает система следующим образом. Емкость машины заполняется воздухом, создается давление около 2 атм. Образовавшееся давление открывает выгрузные клапаны, через которые высыпается цемент. Потоки воздуха практически выдувают цемент из цистерны.
Этот метод быстрее, безопаснее и эффективнее.
Внутри силоса обязательно присутствуют оптические датчики, которые контролируют уровень загрузки бункера. При достижении определенной отметки на пульт управления поступает команда, которая отключает компрессор.
Правила безопасности
Разгрузка сухого цемента в силос сопряжена с определенными сложностями. Чтобы избежать травм у работников и повреждения оборудования, важно соблюдать правила внутренней безопасности:
● Разгрузка выполняется исключительно в силос или другую емкость, специально приспособленную под эту задачу.
● Перед транспортировкой сухих смесей необходимо открыть люк, чтобы исключить образование вакуума.
● Если цементовоз не оборудован виброрежимом, для удаления всего материала со дна стенок можно использовать специальные
всасывающие насосы или лопаты. При этом органы дыхания людей должны быть защищены.
● Лестницы для подъема сотрудников на лестницу должны быть надежно закреплены и ограждены, чтобы исключить вероятность падения.
● Пневматическую разгрузку должны производить только квалифицированные специалисты, которые прошли соответствующее обучение и знают устройство системы.
● Во время разгрузки запрещается стоять в месте, где вероятно падение люка.
● При включении насоса необходимо открутить специальный вентиль.
● Перед началом разгрузки на территории мобильного завода подается специальный сигнал, после которого сотрудники не должны подходить близко к бункеру и машине.
● Силосы должны быть оснащены системой аспирации и датчиками уровня.
Для разгрузки лучше использовать пневматический метод, он быстрее и безопаснее. Во время выгрузки все сотрудники должны строго придерживаться требований безопасности.